Простой самодельный шнековый снегоуборщик своими руками
Второй год зима радует обилием снега, но когда начинаешь очищать от снега дорожки и проезд для машины к своему дому в деревне, чувство радости от выпавшего накануне снега пропадает. Бываю в деревне только по выходным, за неделю иногда так навалит снега, что и калитку не открыть, а мне машину хоть и маленькую,но с проезжей части убрать надо. Решил механизировать уборку снега.
Посмотрел малую механизацию на рынках и в магазинах, хотел купить, но цена самого простенького снегоуборщика с четырехсильным двигателем — 22 тыс. руб. Можно было конечно насадку к мотоблоку купить за 15 тыс. руб., но мотоблок —сам по себе громоздкий и тяжёлый, а с насадкой для уборки снега в монстра превращается, чистить им небольшие участки и дорожки — неудобно.
Решил сделать снегоуборщик самостоятельно, использовав для его изготовления двигатель от своего мотоблока. Ширину захвата определил в 50 см, что для чистки садовых дорожек от снега вполне достаточно, и пользоваться таким снегоуборщиком не тяжело, а при габаритной ширине 60-65 см снегоуборщик можно убирать в сарай или гараж через дверь, не открывая ворот.
Конструкция получалась примерно такая: корпус шнека снегоуборщика — из кровельного железа, боковины — из 10-мм фанеры, рама — из металлического уголка, ручка — из полдюймовой трубы, вал шнека — труба 3/4″, в середине трубы — сквозной пропил, в который вставлена металлическая пластина (лопатка) 120×270 мм. При вращении вала эта лопатка будет откидывать снег, а чтобы снег сдвигался к лопатке, предназначен двухзаходный шнек из транспортерной ленты (фото 1).
Перпендикулярно пластине к трубе, ближе к краям приварил четыре уголка 25×25 мм (по два с каждой стороны). Чтобы вал вошёл в подшипники 205, сделал по два пропила и обстучал его, тем самым уменьшив диаметр вала, с одной стороны которого сделал паз для шпонки под звездочку.
От автопокрышки отрезал боковину: из неё у меня получился шнек. Корпус снегоуборщика сделал из кровельного железа, боковины — из фанеры толщиной 10 мм, рама сварена из уголка 50×50 мм, колёса — от тележки.
Первый вариант снегоуборщика со шнеком из боковины автопокрышки нормально работал, что видно на видеоролике на моём сайте (http://video.mail.ru/mail/homa300160/_myvideo/43.html), но мне показалось, что механизм слишком много снега откидывает вперед (на качество уборки это конечно не сказывается, но как всегда хочется большего), и я решил переделать шнек, чтобы больше снега сдвигалось к откидывающейся лопатке, а также сделать поворотный жёлоб для регулировки направления и дальности отброса снега.
Для изготовления шнека, за 700 руб. приобрёл на рынке 1,5 м транспортёрной ленты толщиной 10 мм и вырезал из неё четыре кольца диаметром по 28 см. Вырезать можно при помощи двух шурупов, ввёрнутых в дощечку, вращая её по кругу (фото 2), или электролобзиком (фото 3).
Шнек представляет из себя 3/4″-трубу, в середине которой установлена металлическая лопатка и четыре резиновых кольца, прикреплённых к специальным пластинам (фото 4 и рисунок).
Шнек вращается в самоцентрирующихся закрытых подшипниках 205. Я использовал подшипники от спортивного автомобиля КАРТ (фото 5), но вместо них, думаю, подойдут любые. Самое главное, чтобы они были закрытые и в них не попадал снег. Например, для этой цели хорошо подойдёт опора кардана (фото 6) от автомобилей «Жигули» 01 -07 моделей (классика).
Привод шнека можно осуществлять цепью, как сделал я, или при помощи ремня, если вы собираетесь использовать двигатель от мотоблока, на котором установлен шкив (фото 7). Необходимые ремни, шкивы и подшипники можно приобрести в автомагазинах.
Как уже было сказано ранее, корпус шнека я сделал из кровельного железа, боковины — из 10-мм фанеры. Размер корпуса (ширина) — на 2 см больше шнека, чтобы последний не задевал за корпус и в тоже время зазор между корпусом и шнеком был небольшим.
Так как я использую свой двигатель для различных зимних покатушек, крепление двигателя сделано быстросъёмным, что позволяет переставлять двигатель с одного вида техники моего парка на другой буквально за несколько минут без использования инструмента. К тому же при снятом двигателе снегоуборщик легче очищать от снега и убирать в сарай, особо не напрягаясь, так как основной вес в снегоуборщике — это вес двигателя.
Основание лыж — деревянные бруски (фото 8). К ним прикреплены пластиковые накладки, в качестве которых я применил короба от электропроводки (фото 9).
Основная деталь поворотного жёлоба для отброса снега — это кусок пластмассовой канализационной трубы диаметром 160 мм (фото 10). К ней крепится жёлоб для выброса снега, а она в свою очередь одевается на такую же трубу, закреплённую на корпусе шнека (фото 11). Диаметр жёлоба должен быть больше ширины лопатки шнека, при помощи которой и осуществляется выброс снега. Как я сделал желоб, хорошо видно на фото 12.
Рама изготовлена из металлических уголков 50×50 мм. К поперечным уголкам приварены уголки 25×25 мм, к которым крепится быстросъёмная платформа двигателя. Ручка и поперечные уголки закреплены на продольных уголках рамы болтами М8.
Недавно я немного «подшаманил» свой снегоуборщик: сделал жёлоб для выброса снега немного длиннее, чем прежде, покрасил его и теперь снегоуборщик не только замечательно справляется с возложенной на него функцией, но и стал выглядеть, более менее опрятно.
Снегоуборщик я испытал: всё работает нормально, изготовить подобный — не сложно. Я рекомендую такого механического помощника сделать — не пожалеете. Думаю, с самоходным вариантом удобней будет, но это — мои планы на следующий год.
Сергей ХОМЯКОВ, Москва