МОТО-СНЕГОХОД НА ПНЕВМАТИКАХ (чертежи и подробное описание)
Мото снегоход — трехопорный, с двумя задними ведущими пневматиками и одной управляемой лыжей спереди Конструкция мото снегохода по сравнению с другими машинами подобного типа предельно проста, что позволяет сделать его даже в условиях домашней мастерской
Простота же изготовления обеспечивается прежде всего, тем, что в качестве основы конструкции использован мотоцикл «Минск» При этом силовой агрегат (двигатель с КПП), рама, топливный бак, сиденье практически не подвергались переделкам Другие узлы, как, например, руль или задняя вилка, лишь модернизировались и подгонялись к новой конструкции. Полностью самодельные — это опорноуправляющая лыжа и колеса опорно-ведущих пневматиков
Описания лыжи и колес не раз приводились на страницах журнала «Моделист-конструктор», причем в различных вариантах Читателям журнала, решившим изготовить подобный снегоход, есть из чего выбрать. Поэтому подробное описание как конструкции, так и изготовления приводить не буду — это понятно из приведенных чертежей.
Задний мост тоже самодельный, но каких-то особенных конструктивных решений в нем нет, если не считать того, что он упрощен до предела. У него цельный (сварной) приводной вал (а не две полуоси, как обычно) и оба колеса ведущие (без дифференциала) Такая конструкция на скользкой заснеженной дороге заменит блокировку дифференциала, повышая проходимость.
Правда, ухудшается маневренность (затруднено управление при поворотах), но для лучшего сцепления с дорогой, а точнее со снежным покровом, на управляющей лыже сделаны два боковых подреза из дюралюминиевого уголка 35×35 мм.
Ведомая (большая) звездочка цепной передачи приварена к втулке-ступице, посаженной на вал и закрепленной на нем с помощью штифта-болта. При этом необходимо, чтобы положение этой звездочки совпало с плоскостью вращения ведущей звездочки на выходном валу силового агрегата.
На ведомой звездочке закреплен и тормозной барабан. Натяжение цепи производится перемещениями вала и закреплением корпусов его подшипников на уголковых удлинителях перьев задней вилки. Кстати, вместо амортизаторов (за неимением) на этой вилке приварил трубчатые подкосы, а амортизацию неплохо осуществляют и пневматики низкого давления.
Пневматики представляют собой камеры от колес тракторной тележки, надетые на каркасные диски и «обутые» в бандажи из транспортерных лент. Поперечный и продольный бандажи скреплены болтами, высокие выступающие стержни которых служат грунтозацепами. Передача крутящего момента от силового агрегата к движителю — цепная с передаточным отношением 3,5 (ведущая звездочка на выходном валу силового агрегата имеет 8 зубьев, а ведомая — на заднем валу — 28 зубьев) Цепь мотоциклетная с шагом 15,875 мм Такой же шаг зубьев и у звездочек
А вот рулевая стойка, думаю, довольно оригинальной конструкции, по крайней мере, мне подобные не встречались. Изготовлена стойка из передней амортизирующей вилки мотоцикла «Минск». При этом у вилки оставлено только одно перо и без кожуха, а у нижнего и верхнего соединительных мостиков отрезаны за ненадобностью те части, к которым крепилось второе перо.
К нижнему концу оставшегося пера приварен удлинитель из такой же трубы, а к удлинителю — поперечная втулка для подсоединения управляемой лыжи. Как было сказано — передняя стойка амортизирующая, а потому ее несущая (верхняя) труба не только скользит в нижней, но и может беспрепятственно поворачиваться и даже вращаться в любую сторону При таком положении управлять лыжей от руля, конечно же, невозможно.
А чтобы это было осуществимо, пришлось изготовить переходной мостик. Мостик представляет собой несложный механизм, состоящий из двух, шарнирно соединенных между собой рычагов. Свободный конец одного рычага через приваренную проушину соединен с несущей верхней трубой, а свободный конец другого рычага — таким же образом скреплен со скользящей нижней трубой Мостик позволяет беспрепятственно работать амортизатору, но исключает поворот труб стойки относительно друг друга при изменении направления движения Максимальная скорость мото снегохода не превышает и 50 км/ч.
Но большей ему, пожалуй, и не надо. Куда важнее для него высокий крутящий момент (тяговое усилие) на ведущих колесах, что и было обеспечено. Поскольку мото снегоход относительно легкий, мощности двигателя (10 л с ) хватает для преодоления довольно крутых подъемов, а также наносов на зимней дороге и снежной целины.
К тому же снегоход способен буксировать лыжника или легкие нарты с грузом до 100 кг.
(Автор: А.МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.)
Мото снегоход на пневматиках: 1 — опорно-рулевая лыжа. 2— нижнее перо амортизирующей телескопической рулевой стойки; 3 — соединительный механизм перьев рулевой стойки; 4—верхнее перо рулевой стойки, 5 — рулевой мостик, 6 — топливный бак, 7 — сиденье, 8 — приводное колесо (инев-матик,2шг),9 — задняя вилка, 10 — двигатель, 11 —рама, 12 — педаль тормоза, 13 — подножка, 14—рычаг выключения сцепления, 15 — рукоятка «газа», 16—задний мост, 17 — узел приводной звездочки и тормозного устройства; 18 — удлинитель вилки. 19 глушитель, 20 — удлинитель нижнею пера стойки со втулкой
Задний ведущий мост с тормозным механизмом: 1—каркас колеса пневматика, 2—наконечник приводного вала (2 шт.), 3 — подшипниковый узел (2 шт ), 4— штифт втулки приводной звездочки (болт М8); 5—втулка, 6—приводная звездочка; 7— тормозное устройство (от грузового мотороллера «Муравей»), 8 — кронштейн крепления тормозного устройства (стальная пластина) 9— приводной вал; 10— штифт втулки колеса (болт М8, 2 шт); 11 —вилка (от мотоцикла «Минск»), 12—удлинитель вилки (уголок 50×50, 2 шт.); 13 — подкос (труба 015, 2 шт.); 14 — приводная цепь (от мотоцикла «Минск», t = 15,875); 15—тяга привода тормоза; 16—корпус подшипника (2 шт.), 17 — подшипник 80206 (2 шг.); 18—основание корпуса подшипника
Поворотный узел амортизирующей рулевой стойки: 1 — верхнее перо стойки (от мотоцикла «Минск»), 2—ушко верхнего пера (сталь, лист s4, 2 шт.); 3—верхний рычаг (сталь); 4—ось (болт М8, 3 шт), 5 — нижний рычаг (сталь), 6—ушко нижнего пера (сталь, лист s4, 2 шт.); 7 — нижнее перо стойки (от мотоцикла «Минск»), 8—втулка (капрон, 3 шт.)
Бандаж ведущего пневматика:1 —поперечный бандаж (транспортерная лента, полоса 50×6, 8 шт); 2—продольный бандаж (транспортерная лента, полоса 160×6); 3 — крючок (стальная полоса 50×3,16 шт.); 4—болт М8 с двумя широкими шайбами (16 компл.); 5 — заклепка с подкладной широкой шайбой (сталь, 32 компл.)