Мотоблоки добрались до википедии…

Оператор, работающий с мотоблоком «Садовод»

Обнаружил на днях статью посвящённую нашим братьям меньшим (мотоблокам) на википедии … с чем с Вами и делюсь

Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, разновидность малогабаритного трактора. Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке в 1980-е годы. Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор. Оператор, управляющий мотоблоком, шагает вслед за машиной по обрабатываемой почве, держа машину за ручки управления.

По способу агрегатирования с орудием различают колёсные мотоблоки и мотокультиваторы (мотоорудия). У колёсного мотоблока работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной ходовой частью, а у мотокультиватора орудие (фреза, пропольник) устанавливается на ведущую ось вместо колёс. Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.

История
Первые прототипы лёгкого двухколёсного трактора для ручной вспашки появились ещё в начале XX века. Один из первых патентов был выдан швейцарскому подданному Конраду фон Мейенбургу (Konrad von Meyenburg) в 1912 году, который впоследствии продал права на него германской фирме Siemens-Schuckertwerke, наладившей выпуск мотокультиваторов под маркой Siemens Bodenfräse (дословно — «фреза для почвы»). Среди них были как совсем небольшие, так и весьма крупные модели, по размерам и мощности приближающиеся к настоящим тракторам. С 1934 года подразделение, занимавшееся выпуском культиваторов, было выкуплено фирмой Bungartz, продолжившей производство под своей маркой.

В 1920-х — 30-х годах аналогичные конструкции стали появляться в других развитых странах — швейцарский SIMAR, английский British Anzani Iron Horse, американский Beeman Tractor и другие — однако пик их популярности пришёлся на послевоенные годы.

Двигатель

На мотоблоках применяются бензиновые и дизельные двигатели (на старых моделях — двухтактные, на новых — четырёхтактные). Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора. Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.

Трансмиссия

Трансмиссии мотоблоков отличаются большим разнообразием технических решений:

  • Зубчатые трансмиссии — классическая тракторная трансмиссия. Содержит только зубчатые передачи (цилиндрические и конические). Применяются на тяжёлых мотоблоках. Обычно имеют несколько ступеней и реверс. Муфта сцепления как правило имеет отдельный орган управления. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, перпендикулярно оси ведущих колёс. Такие мотоблоки обычно имеют вал отбора мощности.
  • Зубчато-червячные трансмиссии. Применяются на лёгких мотоблоках. Состоят из двух редукторов — верхнего зубчатого и нижнего червячного. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально. Обычно имеют центробежную автоматическую муфту сцепления а иногда ещё и разобщительную муфту. Могут иметь вал или шкив отбора мощности для привода косилки от первичного вала зубчатого редуктора. Такие передачи наиболее компактны.
  • Ременно-зубчато-цепные. Двигатель вращает входной вал редуктора посредством ременной передачи, одновременно выполняющей роль сцепления. Зубчатая и цепная передачи как правило выполнены в едином картере. Применение цепной передачи позволяет увеличить агротехнический просвет. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, параллельно оси ведущих колёс. Для возможности отбора мощности ведущий шкив имеет дополнительный ручей. Иногда ременная передача выполняет роль вариатора и/или реверса. Зубчатый редуктор может быть одноступенчатым или двухступенчатым.
  • Гидрообъёмные — позволяют плавно регулировать скорость движения мотоблока и его тяговое усилие. Облегчают управление. Начали получать распространение с 2010-х годов.

Система агрегатирования

Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.

Система управления

Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией. Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем («ручка газа»). Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы не имеют тормозов, а на тяжелых мотоблоках управление тормозом обычно выведено на правую штангу.

Применение мотоблоков

Мотоблоки применяются для сплошной (вспашка) и междурядной (окучивание) обработки почвы на небольших участках (сады, теплицы, клумбы), для скашивания травы, уборки снега, привода стационарных машин, перевозки грузов на небольшие расстояния (с использованием буксируемых полуприцепов).

Лёгкие мотоблоки и культиваторы обычно комплектуются только фрезами и, иногда, окучником.

Мотоблоки среднего класса комплектуются съёмными колёсами и почвообрабатывающими фрезами, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом.

Тяжёлые мотоблоки имеют несменные колёса. Комплектуются плугом, фрезой, приводимой от вала отбора мощности, косилкой, бороной, культиватором, снегоочистителем, бульдозерным отвалом, граблями, полуприцепом.

Необходимый набор орудий потребитель приобретает отдельно от мотоблока.

Тележка для мотоблока

Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка. Следует иметь в виду, что мотоблок, агрегатированный с тележкой, согласно российскому законодательству, не разрешается использовать на дорогах общего пользования. Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов. Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге. По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках). Эксплуатация с тележкой существенно сокращает моторесурс мотоблока.

Марки мотоблоков

В мире производится большое количество мотоблоков разных марок. Однако большинство из них поставляется только на внутренние рынки. Лишь небольшое количество типов мотоблоков продаются в различных странах под едиными брендами. По состоянию на 2013 год основным производителем мотоблоков являетсяКитай. В этой стране производятся как клоны европейских (в том числе российских и белорусских), японских машин, так и машины собственной разработки. Последние — в основном дизельные с термосифонным водяным охлаждением двигателя мощностью от 6 до 22 л.с. В общем объёме выпуска мотоблоков в Китае дизельных агрегатов большинство. Они распространены почти во всей Юго-Восточной Азии. Значительная часть китайских мотоблоков являются OEM-продукцией и поставляются на рынки различных стран под известными в данном регионе марками (например, «Салют» или «Кама» в России, «Кентавр» и «Зiрка» на Украине) или под красивые и звучные названия, но ранее не известными в данном регионе или данной стране марками (в России это, например, «Целина» или «Patriot»). Тем не менее в последние годы китайская продукция стала продаваться и под собственными брендами производителя, например Kipor, Lifan, Rato, JiangDong и т.д.

Мотоблоки выпускавшиеся в СССР и выпускаемые в СНГ для внутреннего рынка :

  • «Кумир» (Пермский машиностроительный завод) и «Малыш» (Режевский механический завод), известны также под марками «Фермер» и «Садовод» (Сибприбормаш, Бийск) — тип малогабаритных мотоблоков, спроектированные в СССР, примерно в конце 1980-х годов на базе двигателей бензопил «Дружба (бензопила)» и «Урал (бензопила)». Сняты с производства.
  • «Крот» (МК-1), известен также под маркой «Сибиряк» (Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова, Омск, а также Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышева, Москва), — тип малогабаритного мотоблока, спроектированного в СССР примерно в начале 1980-х годов, выпускаемый с отечественным и импортными двигателями. Имеет ременную передачу, отбор мощности — шкив, есть модификация с задней передачей. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
  • «Нева» (МБ-1 и МБ-2), (Завод Красный Октябрь, Санкт-Петербург), известны похожие марки «Каскад» и «Луч» (Пермский моторостроительный комплекс, Пермь), «Ока» (Калужский моторостроительный завод, Калуга) — тип многофункционального мотоблока, спроектированного в СССР примерно в середине 1980-х годов, выпускаемый с отечественным и импортными двигателями. Имеет ременные передачи, отбор мощности — шкив, для навесного оборудования. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
  • «Салют» (модель 5 и 100), (Московское машиностроительное производственное предприятие, Москва), известны также под марками «Агат» (Машиностроительный завод «Агат», Гаврилов-Ям) и «Омич» (Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова, Омск), известны похожие марки «ЗиД Фаворит» (Завод имени Дегтярева, Ковров) — тип многофункционального, интегрального мотоблока (рукоятки поворачиваются на 180 градусов, низкий центр тяжести, смещённый вперед), спроектированного в СССР примерно в конце 1980-х годов, выпускаемый с отечественным и импортными двигателями. Имеет полностью шестерёнчатый редуктор привода, ременные передачи, отбор мощности — шкив, для навесного оборудования. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
  • «Угра» (НМБ-1), (ОАО «Калужский двигатель», Калужский моторостроительный завод, Калуга), известны похожие марки «Бенасси Гепарт» (Benassi, Италия) — тип многофункционального, интегрального мотоблока (рукоятки поворачиваются на 180 градусов, низкий центр тяжести, смещённый вперед), выпускаемый с отечественным и импортными двигателями. Имеет полностью шестерёнчатую коробку передач и редуктор привода, многодисковое сцепление, отбор мощности — вал, для навесного оборудования. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.
  • «Беларусь» (МТЗ), (Минский тракторный завод, Минск), известны похожие марки «Бенасси МЦ» (Benassi, Италия), «Кутаиси» (Кутаисский завод, Кутаиси), «Мотор Сич» (Запорожское моторо-машиностроительное производственное объединение, Запорожье), «Агро(Агрос)» (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уфа) — тип многофункционального, самоходного, интегрального мотоблока (более низкий центр тяжести, смещённый вперед), спроектированного в СССР примерно в конце 1970-х годов, выпускаемый с отечественным (УД-15) и импортными двигателями. Имеет полностью шестерёнчатую коробку передач и редуктор привода, многодисковое сцепление, отбор мощности — вал, для навесного оборудования. На его базе были разработаны мотоблоки с иными двигателями, микротракторы с шарнирной рамой. В настоящее время клоны мотоблока «Беларусь» выпускаются в Белоруссии (Сморгонский агрегатный завод), Украине, России. Также есть китайские аналоги этого или подобного мотоблока в различных модификациях.

Мотоблоки выпускаемые Китаем и импортируемые в страны СНГ:

  • «Garden Scout» (Скаут) — мотоблоки производимые лучшим заводом в Китае — Weima, наибольшую популярность имеют в Украине, России и Белоруссии. Торговая марка «Скаут» на рынке с 2010 года и уже уверенно занимает лидирующие позиции на рынке малой сельхозтехники. Относительно сложности выполняемых работ и конструкционным различиям мотоблоки Garden Scout разделяются на два типа: легкие — оснащены двигателем с воздушным охлаждением(дизель или бензин), коробкой передач с формулой 2+1, и тяжелые — оснащены двигателем в водяным охлаждением(только дизель), имеют расширенную коробку передач с шестью передачами вперед и двумя назад. Легкие мотоблоки предназначены для выполнения различных типов работ, в том числе вспашки, посадки различных культур и сбора урожая на участке до 1 гектара. Тяжелые мотоблоки, как правило, комплектуются с завода почвофрезой и плугом, и предназначены для выполнения практически любых типов работ на участке до 4 гектар, в том числе посадка и сбор картофеля, зерновых и овощных культур, чеснока, полив урожая, заготовка сена. Далеко не каждый мотоблок производства СНГ справиться даже с половиной задач, которые под силу мотоблокам Скаут. Больших результатов удается достичь благодаря широкому выбору навесного оборудования, которое изготовляется заводом в Украине специально для мотолоков Скаут. источник википедия

Напишите своё мнение :