Портативный снегоход сделать самому — описание и фото.

f4b92681f4e602fc8706ec0d391eba48
Мне давно хотелось построить небольшой снегоход, который в разобранном виде можно было бы зимой хранить и перевозить в багажнике легкового автомобиля. Отправляться по выходным с дочкой и её друзьями в лесопарк — кататься по заснеженным дорожкам, к любимой местной детворой горке.

893f9524e15a23e2af708bb8b493ac81
80339e66fcde6c1f7f09ceab4aff4605

Ожидать хорошей проходимости по глубокому или рыхлому снегу от небольшой машины не приходится, но мощности у неё должно быть достаточно, чтобы буксировать два-три «Аргамака» или санки с седоками. Двигатель от мотоблока мощностью 6 л. с. для такого снегохода будет в самый раз, к тому же мотоблок всю зиму простаивает у меня в деревне без дела, ожидая весенних пахотных работ в огороде. Гусеничный движитель я собирался сделать самостоятельно, используя для этой цели подходящие готовые детали, например, половину гусеницы от снегохода «Буран».

В Интернете много описаний, объясняющих, как из деталей от снегохода самостоятельно сделать мотобуксировщик для рыбаков. На одном из таких сайтов я обнаружил, что в продаже есть специальный установочный набор для мотоцикла — лыжа вместо переднего колеса и гусеничный движитель с двумя маленькими гусеницами. После установки этого комплекта на мотоцикл он, по словам продавца, превращается в полноценный снегоход. В этом я очень сильно засомневался: слишком маленькая опорная площадь гусеницы для мотоцикла, вес которого больше 150 кг.

Но для небольшого разборного снегохода такой гусеничный движитель как раз и подойдет, мне останется только установить на него двигатель от мотоблока, сиденье и разборную переднюю часть с лыжами для управления. При самостоятельном изготовлении гусеничного движителя из готовых деталей и гусеницы от снегохода «Буран» он обошелся бы мне дешевле, но зима была уже в разгаре… После недолгих раздумий я купил этот набор и ещё одну лыжу так как для лучшей устойчивости и безопасности решил делать спереди две управляемые лыжи.

Разборную раму изготовил из квадратных труб сечением 50×50 и 25×25 мм, а также использовал двухместное сиденье от скутера и руль от детского велосипеда. Так как вес гусеничного движителя 20 кг, а вес двигателя с автоматическим сцеплением от мотоблока — всего 25 кг, то я решил для удобства разборки и транспортировки снегохода установить двигатель на быстросъёмной платформе. В качестве поворотных стоек лыж использовал передние продольные трубы рамы и вилки передних колёс от старых велосипедов, укороченные до нужных размеров. Для лучшей управляемости снегохода на укатанном снегу снизу на пластмассовые лыжи установил специальные подрезы, сделанные из 8-миллиметрового металлического прутка, а сверху — алюминиевые уголки с отверстиями для крепления к рулевым поворотным стойкам.
7c08b1357c85f365b844ec12edfbdecd
Детали разборной части рамы скрепил между собой при помощи штифтов и болтов с гайками-барашками. На сборку и разборку снегохода необходимо всего несколько минут, и при этом не требуется никакого инструмента. Двигатель установлен на быстросъёмной платформе, привод с двигателя на задний вал гусеничного движителя осуществляется цепью от мотоцикла. Передаточное отношение подобрано таким, чтобы максимальная скорость снегохода не превышала 20 км/ч. При этом снегоход может буксировать за собой несколько санок или снегокатов с седоками. Передняя часть снегохода — с лыжами и задняя — с гусеничным движителем — соединены шарнирно, что позволило в подвеске лыж и гусениц отказаться от амортизационных пружин. А широкое и мягкое сиденье от скутера обеспечивает комфортное передвижение на снегоходе даже для двоих взрослых. Так как скорость снегохода невысокая, и у него практически нет наката из-за большого сопротивления трансмиссии и гусеницы, тормозом снегоход не оборудован, достаточно лишь кнопки экстренной остановки двигателя.
e6c5765f983fdfa0c05ef447273ec2e6
Управлять снегоходом очень просто: после пуска двигателя нужно повернуть мотоциклетную ручку газа, установленную на руле. В результате двигатель увеличит обороты, сработает автоматическое сцепление, и снегоход начнёт движение. По мере увеличения оборотов двигателя увеличивается и скорость снегохода, а при сбросе газа скорость снижается, и снегоход останавливается.

Сергей ХОМЯКОВ, Москва

САМ 3’2012

Напишите своё мнение :