Снегоход своими руками с цепью от «Восхода», «Явы»», «Минска» или «Муравья»
Проанализировав вопросы читателей, я решил несколько усовершенствовать и ещё больше упростить снегоход и процесс его изготовления, уменьшить габариты и увеличить мощность двигателя, чтобы на нём можно было ездить вдвоём, преодолевать крутые и затяжные подъёмы.
Снегоход я создавал для своей 11 -тилетней дочки и её друзей, но чтобы и взрослые чувствовали себя за рулём достаточно комфортно. Конструкция снегохода осталась практически прежней: самодельная гусеница из разрезанных вдоль полипропиленовых труб 040 мм, жёсткое крепление управляемых лыж и рама, сваренная из труб квадратного сечения 25×25 мм.
Многие читатели сетовали на то, что не могут приобрести транспортёрную ленту для гусеницы, а у других не получалось сделать отверстия в гусеничной ленте на равном расстоянии друг от друга, что приводило к её сползанию с ведущих и ведомых валов. Для гусеницы этого снегохода можно использовать обычную мотоциклетную цепь от любой модели — «Восхода», «Явы»», «Минска» или «Муравья»…
Траки, нарезанные из половинок водопроводных полипропиленовых труб, крепил к цепи при помощи болтов с резьбой Мб. Чтобы болт прошёл между роликами, я подпилил его диском угловой шлифовальной машинки. Трак крепится к каждому шестому звену цепи. Причём между траком и цепью надо установить гаечку с резьбой Мб или шайбу такого же размера, тогда шаг гусеницы будет соответствовать шагу ведущей звёздочки от снегохода «Буран» (фото 1,2).
Склизом для гусеницы и опорой ходовой системы на снегоходе служат три лыжи от детского снегоката «Аргамак» (фото 3). Их устанавливают так, чтобы цепи, соединяющие траки в гусеницу, располагались снаружи на расстоянии 3-5 мм от боковых кромок лыж. Тогда при движении снегохода цепи не будут тереться о лыжи, а при поворотах лыжи будут препятствовать их сползанию. На ведомом валу установлены жёсткие колёса (фото 4) с подшипниками, которые на строительных рынках продают для тележек. Ведомый вал можно перемещать относительно рамы снегохода, что позволяет регулировать натяжение гусеницы.
Средняя опорная лыжа гусеницы удлинена пластмассовой надставкой и дополнительно закреплена к ведомому валу с двумя колёсами от тележки и подвижными опорами для крепления к раме снегохода.
Для облегчения схода траков движущейся гусеницы с ведущих звёзд на опорной лыже установлены деревянные направляющие, отёсанные в головной части под определённым углом.
Деревянные направляющие уменьшают угол гусеницы к горизонтальной поверхности снежного покрова (фото 5).
Передняя часть опорной лыжи крепится к раме снегохода шпильками М10 посредством распорных втулок из металлических трубок (фото 6-8), задняя часть лыжи крепится к вертикальным стойкам.
Ведущий вал гусеницы самодельный, на нём закреплены пластмассовые звёздочки от снегохода «Буран» и звездочка для приводной мотоциклетной цепи от двигателя. Вал вращается в закреплённых на раме снегохода подшипниках (№6205).
Рама снегохода (рис. 1) сварена из металлической трубы квадратного сечения 25×25 мм, рулевая балка — из трубы квадратного сечения 50×50 мм.
Рулевое управление для снегохода собрано с использованием обычных резьбовых муфт и сгонов, что позволило не только упростить конструкцию, но и обойтись без сложных станочных работ. Подобное управление я делал на многих своих самодельных снегоходах, и каких-либо отказов или поломок в процессе эксплуатации не происходило.
Поворотные стойки лыж смонтированы из трубы 3/4″, для придания дополнительной жёсткости в неё запрессована труба 1/2″, стойки прикреплены к рулевой балке при помощи сантехнических сгонов и муфт (рис. 2).
Стойка лыж (фото 11,12) вставляется в сгон, который ввёрнут в муфту, приваренную к поперечной балке рамы (рулевой балке). При затяжке гайки 6 происходит расклинивание стойки. Таким образом можно отрегулировать высоту стоек лыж и их схождение, не изменяя длины рулевой тяги.
На поперечной рулевой балке закреплена дуга (фото 13,14), которая поддерживает рулевой вал и является опорой для передней части сиденья. Рулевой вал сделан из обычной водопроводной трубы диаметром 3/4″, с резьбой на одном конце. Труба вворачивается в гайку, закреплённую на рулевой балке. С другой стороны к ней прикреплён руль от мотоцикла, а вал крепится к дуге при помощи сантехнического сгона и гайки.
Сиденье снегохода установлено на подрамник, который передней частью шарнирно крепится к дуге, поддерживающей рулевой вал, а задней частью через пружинные амортизаторы — к раме снегохода (фото 15).
источник http://kak-svoimi-rukami.com/2014/01/snegoxod-svoimi-rukami-usovershenstvovannaya-model-foto-i-sborka/
Для хранения и перевозки снегоход можно быстро разобрать (фото 16) и при необходимости собрать всего за несколько минут, используя лишь пару ключей для фиксации стоек лыж. Двигатель к раме снегохода крепится при помощи шкворней (фото 17), что позволяет быстро снять и установить двигатель на место, вообще не используя инструмент.
При сборке в первую очередь устанавливают лыжи со стойками (фото 18), затем двигатель и ручку «газа» на руль, последним крепят сиденье I (фото 19).
Двигатель на снегоходе я расположил перед рулевой балкой, благодаря чему снегоход получился компактным, лучше управляемым на плотном снегу и укатанных дорожках. Да и развернуть его на месте, подняв за заднюю часть гусеницы, не составляет особого труда (фото 20). При этом двигатель действует как противовес.
На снегоходе установлен двигатель мощностью 9 л.с. от садовой техники с автоматическим сцеплением и понижающим редуктором. Управление скоростью снегохода осуществляется ручкой газа — при увеличении оборотов двигателя срабатывает автоматическое сцепление, и снегоход начинает движение со скоростью 10-15 км/ч. В снегу снегоход практически не имеет наката и при сбросе газа сразу останавливается, что позволило не оборудовать снегоход тормозом.
Я пользуюсь снегоходом в Рязанской области. Глубокого снега у нас почти не бывает, так что снегоходу достаточно гусеницы шириной 48 см, имеющей всего 34 трака. Но если снега в вашей местности больше, то увеличить количество и ширину траков не составит труда. Это значительно улучшит проходимость по рыхлому снегу, но при этом снегоход станет менее манёвренным.
1-2.Траки гусеницы крепятся к цепи при помощи болтов М6 и фиксируются от отворачивания контргайками.
3. Опорная лыжа гусеницы сделана из трех соединённых вместе лыж от снегоката «Аргамак», средняя лыжа удлинена пластмассовой надставкой…
4… и дополнительно закреплена к ведомому валу, ведомый вал гусеницы с двумя колёсами от тележки и подвижными опорами крепления к раме снегохода.
5. Деревянные направляющие для уменьшения угла атаки гусеницы.
6-7. При помощи шпилек и распорных втулок можно регулировать положение опорной лыжи гусеницы.
8. Сверху гусеницу поддерживают деревянные направляющие, закреплённые на раме.
9-10. Ведущий вал гусеницы с подшипниками, с пластмассовыми звёздочками от снегохода «Буран» и металлической звёздочкой для приводной цепи от двигателя.
11-12. Стойка лыж из трубы диаметром 3/4″ с запрессованной для дополнительной жёсткости трубой диаметром 1/2″.
13-14. Рулевое управление снегохода сделано с использованием водопроводных труб, резьбовых муфт и сгонов.
15. Сиденье на снегоходе закреплено к раме через пружинные амортизаторы от мопеда, что повышает его комфортность.
16. Так выглядит снегоход в разобранном состоянии.
17. Два металлических шкворня надёжно фиксируют двигатель на раме снегохода.
18. В первую очередь устанавливают лыжи со стойками…
19. …потом двигатель, ручку «газа» на руль и сиденье.
20. Развернуть снегоход на месте под силу даже ребёнку.
Чертежи снегохода
Рис 1. Рама Размеры рамы снегохода зависят от выбранной ширины и длины гусеницы.
Рис. 2. Рулевое управление самодельног оснегохода:
1 — поперечная рулевая балка,
2 — сантехнический сгон с дюймовой наружной резьбой,
3 — муфта с внутренней резьбой,
4— рулевая сошка приварена к сгону,
5 — рулевая тяга (профиль 20×20 мм),
6 — гайка М10 длиной 25 мм,
7,8 — поворотная стойка лыж (труба 3/4″),
9 — скоба шарнирного крепления лыжи,
10 – труба 1/2″,
11 – гайка M1 О приварена к стойке,
12 — контргайка М10.
Автор: С.ХОМЯКОВ, Москва