Тест мини-мотокультиваторов Craftsman,Mantis,Ryobi.

Honda-FG201
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются сверхлегкие и легкие 20-килограммовые машины. Их основное преимущество — транспортабельность, даже слабым и пожилым вполне под силу поднять такой аппарат и перенести его с места на место; они вполне помещаются в багажнике легкового автомобиля. Именно такие культиваторы мы
протестировали.

По материалам www.master-forum.ru — официальный сайт журналов «Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель»

logo-potrebitel-[Converted].jpg

Бензомоторный культиватор легкого класса Honda FG201

Honda FG201
Бензомоторный культиватор легкого класса
Предоставлен представительством Honda

Это самый тяжелый культиватор из всех представленных в нашем тесте. У него также самая большая ширина обработки — 40 см.
Машина оснащена надежным и экономичным 4-тактным двигателем. Существенным его преимуществом является простота эксплуатации — заправляют его обычным бензином, а масло заливают в картер раз в сезон. Остается только контролировать уровень масла.
Крышка фильтра снимается без участия инструментов. Если фильтрующий элемент засорился, его несложно «восстановить» — промыть, просушить, капнуть на него масла и поставить обратно.

СБОРКА
Культиватор укомплектован фрезами с шестью изогнутыми зубьями. Фрез в комплекте четыре штуки. Оси круглые, без шлица, фрезы фиксируются мощными шплинтами («пальцами»). Глубину обработки регулируют сошником изменяемой длины. Вместо сошника устанавливают пару транспортных колес, с помощью которых машину легко перевозить по дорожкам и невысокой траве.

ТРАНСПОРТИРОВКА
Для погрузки и переноски на небольшое расстояние есть удобная металлическая обрезиненная ручка, расположенная точно над центром тяжести. На время хранения и транспортировки рукоятки складывают или снимают, фрезы и сошник рекомендуется также снять. В таком виде культиватор легко помещается в багажник универсала или хетчбэка, и даже большого седана.
Важное замечание — класть агрегат можно только на левый бок, чтобы масло не подтекало через горловину. Еще надо закрыть топливный кран, чтобы бензин не подтекал из карбюратора.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Запускается двигатель легко, усилия на шнуре стартера небольшие. Есть праймер, упрощающий запуск: вместо утомительных «дерганий» шнура достаточно нескольких нажатий манжеты насоса. И не забудьте перед запуском открыть топливный кран!

Оригинально устроен выключатель зажигания. Он имеет три позиции. Справа и слева — «выключено», а «включено» только в среднем положении. Это повышает безопасность, для экстренной остановки двигателя не надо задумываться, куда поворачивать выключатель.

Как и ожидалось, почти двукратный (по сравнению с другими протестированными моделями) вес позволяет культиватору более эффективно справляться с неоднородностями почвы. Там, где легковесы выпрыгивали из земли, натолкнувшись на плотный комок или корень, Honda FG201 идет ровно. Его практически не надо придерживать, подталкивать, заглублять или выдергивать на поверхность.

Глубоко зарываться в землю ему не дает сошник. Он наклонный и изогнутый и скользит по почве, как лыжа. С одной стороны, он чуть менее эффективен, чем классический, — если культиватор «выпрыгнул», то такой сошник хуже удерживает его от «убегания». С другой стороны, не цепляется за корни или траву, поэтому FG201 неплохо показал себя на участке, который ранее перепахали тяжелым культиватором, оставив в почве огромное количество корней. Правда, корни «охотно» наматываются на фрезы и даже могут их заклинить. Особенно это сказывается на целине. Веса и мощности хватает, чтобы прорезать дерн и разрыхлить землю, но приходится периодически удалять все, что , что намоталось на оси.

Mantis 726218

Mantis-benzo
Бензомоторный культиватор сверхлегкого класса
Предоставлен компанией «Агроум»

Компоновка — классическая для легких культиваторов с червячным приводом. Двигатель — 4-тактный Honda, с верхним расположением клапанов, вертикальным валом и масляным насосом, позволяющим мотору работать под большими углами наклона.
К достоинствам следует отнести удобство доступа к воздушному фильтру — его крышка снимается без помощи инструментов. Сам фильтрующий элемент можно промывать и использовать многократно.
Главными особенностями Mantis можно считать заостренные фрезы патентованной особой, «змеевидной», формы и высокую частоту их вращения (240 об./мин).

СБОРКА
Ожидать каких-либо трудностей при сборке не стоит. Фрезы соединены попарно, на осях — шлиц, так что здесь все однозначно. Для монтажа других устройств, например плуга-отвала, приходится снимать рукоятки.

ТРАНСПОРТИРОВКА
Развернуть культиватор или переставить его на пару метров в сторону под силу любому садоводу, в том числе слабым женщинам и пожилым людям. Машина весит всего 9,5 кг, поэтому не оснащена штатными транспортными колесами, но есть ручка для переноски. Впрочем, если от места хранения машины до грядки не один десяток метров, колеса все же пригодятся, их можно приобрести отдельно. Устанавливают их, кстати, на тот же кронштейн, что и плуг-отвал. В тех случаях, когда нет опасений повредить дорожку (или фрезы, если дорожка с твердым покрытием), культиватор доедет и сам, на фрезах. Правда, в рабочем режиме они вращаются слишком быстро, и, чтобы умерить резвость техники, нужно выжимать газ не полностью.
Для удобства хранения и транспортировки рукоятки складывают. В таком положении культиватор легко поместится в багажник легковушки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Четырехтактный двигатель порадует хозяина уверенным пуском и устойчивой работой в разных режимах, в том числе на половинной мощности. При этом не надо готовить смесь, можно использовать тот же бензин, что и для автомобиля, не придется выжигать остатки топлива из бака и карбюратора перед постановкой на длительное хранение. Все обслуживание сводится к контролю уровня масла.

У культиватора Mantis отсутствуют какие-либо ограничители глубины обработки (не считая защитного экрана сверху). Фрезы несимметричные, с изгибом, от того, как они установлены, зависит режим работы. Для глубокой обработки, к примеру вспашки целины, фрезы ставят выпуклой стороной против направления вращения, тогда они вгрызаются в землю. При обработке тяжелой земли в таком режиме удобнее двигаться не вперед, куда фрезы тянут культиватор, а тащить его на себя. Между прочим, в этом варианте не затаптывается только что обработанный участок.

Если фрезы переставить выпуклой стороной по направлению вращения, то они будут не зарываться, а как бы резать почву, измельчая при этом сорняки. Это можно назвать «режимом прополки». В этом случае направление движения обычное, вперед.

Но это все теория, а на практике оказалось, что культиватор отлично справляется как с ухоженной грядкой, так и с утоптанной дорожкой. После обработки почва представляет собой рыхлую однородную массу, с комками не больше гречишного зерна. Но на целине многолепестковые изогнутые фрезы мгновенно наматывают на себя огромное количество корней и травы, которые их намертво заклинивают. Причем снять их для чистки не так-то просто. Чтобы уменьшить количество наматываемых корней, необходимо использовать специальные «противосорняковые» втулки, которые устанавливают между редуктором и фрезами. У нас, к сожалению, их не было.

В режиме прополки фрезы забиваются медленнее. Но все относительно — когда мы загнали Mantis на участок бывшей целины, незадолго до того вспаханный тяжелым мотоблоком, фрезы быстро забились корнями. В этой ситуации втулки от сорняков тоже не были бы лишними.

Как показал тест, в режиме прополки фрезы действительно рыхлят только верхний слой глубиной 5—10 см в зависимости от почвы, и не закапываются, несмотря на отсутствие сошника или колес.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В списке доступного оборудования фигурируют «плуг-окучник» и «плуг-отвал». Однако не обольщайтесь, это совсем не то. Под псевдонимом «плуг-окучник» выступают одинарные, а не спаренные фрезы, а «плуг-отвал» — это… обычный нерегулируемый плуг-окучник!

Фрезы по конструкции не отличаются от сдвоенных, вся разница в том, что с ними ширина обработки уменьшается до 15 см. Путаницу в названии можно объяснить тем, что с их помощью действительно можно сделать борозды под посадку овощей. Но, конечно, нормальный окучник («плуг-отвал») это делает лучше и аккуратнее. Только надо стараться двигаться равномерно, а при задержке сбрасывать газ и немного подтолкнуть культиватор вперед, иначе «буксующие» на высоких оборотах фрезы моментально выроют яму.

Mantis 72520018

Mantis-electro
Электрический культиватор сверхлегкого класса
Предоставлен компанией «Агроум»

Электрическая версия по компоновке мало отличается от бензиновой. Можно отметить разве что более низкое расположение двигателя (а значит, и более низкий центр тяжести, способствующий лучшей устойчивости) и другую конструкцию рукояток управления.

СБОРКА
Последовательность действий практически та же, что и у бензомоторного аналога.

ТРАНСПОРТИРОВКА
Весит электрокультиватор те же 9,5 кг, а по габаритам он еще компактнее бензинового. При хранении и транспортировке доставляет меньше хлопот, чем бензиновый, так как в нем нет топлива и масла, которые могут протечь, и, что не менее важно, ничем не пахнет.
Корпус двигателя снабжен жестко закрепленной ручкой для переноски. Наличие малой скорости делает очень удобной транспортировку «своим ходом», вот только при этом провод мешается.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Электрический двигатель всегда готов к работе, и управлять им гораздо легче. Единственным переключателем можно выбрать одну из трех скоростей работы.

Первое впечатление после запуска — поражает бесшумная работа двигателя. Хорошо слышно, как шуршат фрезы, как они время от времени с хрустом перерубают корни или звякают о камешки. Несмотря на меньшую мощность, по производительности электрический культиватор не уступает бензиновому.

Возможность регулировки скорости вращения фрез позволяет подобрать оптимальный для данных условий режим. Единственный, но очень большой недостаток — культиватор, как и любой электроприбор, «привязан» проводом к розетке. Надо всё время следить, как бы провод не попал под фрезы, что наиболее вероятно при движении назад.

По работе фрез замечания те же, что и у бензинового «собрата».

Жалко, что нет заднего хода, он был бы очень полезен для распутывания намотавшихся корней. А ведь для электрического двигателя «организовать» реверс несложно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В инструкции по эксплуатации в качестве дополнительного оборудования указаны «плуг-окучник» и обрезчик кромок.

С обрезчиком все понятно, а вот «плуг-окучник» — никакой не плуг, а все те же одинарные фрезы (по конструкциитакие же, как штатные сдвоенные). С ними ширина обработки уменьшается до 15 см. Путаницу в названии можно объяснить тем, что с их помощью действительно можно сделать борозды под посадку овощей.

В принципе, ничто не мешает поставить на электрокультиватор и нормальный окучник, как на бензиновую версию. Тем более что наличие малой скорости как раз благоприятствует работе с ним. Но так как в инструкции по эксплуатации окучник не упоминается (точнее, там под таким именем фигурируют односекционные фрезы), то мы не стали его устанавливать.

Craftsman 29262

Craftsman-29262

Бензомоторный культиватор легкого класса
Предоставлен компанией «Иатек»

Этот миниатюрный культиватор оснащен простым и надежным двухтактным двигателем. Конечно, с точки зрения простоты эксплуатации и экономичности «четырехтактники» выигрывают, но при аналогичной мощности они весят раза в полтора больше и стоят намного дороже.
Автоматическое центробежное сцепление обеспечивает работу на холостом ходу и позволяет избежать критических нагрузок при заклинивании исполнительных органов (например, когда на фрезы наматывается слишком много корней или травы).
Поскольку культиватор работает в условиях повышенной запыленности, то к достоинствам следует отнести возможность многократного использования фильтрующего элемента. Если он засорился, его легко промыть, просушить и поставить обратно.
Крышка фильтра снимается без помощи инструментов.

СБОРКА
Машина поставляется в большой коробке, почти в полностью собранном виде — надо только установить фрезы. Оси имеют шлиц, а внутренние и наружные фрезы различаются. Ошибиться невозможно — неправильно установленные фрезы не зафиксировать на осях. Фиксаторами служат очень удобные шплинты с подпружиненными кольцами.
В комплект также входит емкость с маслом для двигателя.

ТРАНСПОРТИРОВКА
Благодаря транспортным колесам машину легко перевозить по дорожкам и невысокой траве. Отдельной ручки для переноски нет, вместо этого на трубу с валом надет кожух из пористой резины. Так как центр тяжести расположен именно в этом месте, то переноска не доставляет хлопот.
Для удобства хранения и транспортировки рукоятки можно сложить. В таком виде, особенно если снять фрезы, культиватор поместится в багажник даже малолитражного седана.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Новый, необкатанный двигатель завелся на удивление легко (что обычно не характерно для «двухтактников»). Конечно, в первую очередь это заслуга карбюратора и системы зажигания. Но не менее важно наличие в стартере дополнительной пружины, которая позволяет не дергать изо всех сил шнур, пытаясь раскрутить двигатель до пусковых оборотов, а вытягивать его плавно, без усилий. При этом пружина запасает энергию, коленвал остается неподвижен. И лишь когда сжатая пружина пересилит компрессию в цилиндре, она резко раскручивает двигатель, обеспечивая уверенный пуск. Имеется также «праймер» — насос предварительной подкачки топлива.

Управление воздушной заслонкой карбюратора — ручное, предусмотрено три фиксированных положения.

Интересно устроен выключатель зажигания. Положение «выключено» у него не фиксируется. Для выключения нажимаешь на клавишу, а когда её отпускаешь, она возвращается обратно. Чтобы заглушить прогретый двигатель, приходится держать кнопку до полной остановки!

Несомненный «плюс» такой системы — предотвращение характерной ошибки, когда дергают за стартер, забыв включить зажигания, что приводит к заливанию свечи и невозможности запустить мотор.

Выдающихся результатов от этой модели мы не ожидали. Очень малый вес, отсутствие сошника, небольшие обороты и скромная мощность двигателя — какая уж тут пахота?.. Но этот «малыш» неожиданно показал, что он мал, да удал! Он не только уверенно разбивал корку и рыхлил грядки (для чего он, собственно, и предназначен), но не спасовал и перед целиной, которая остановила более мощные и тяжелые машины! Старый дерн он перемалывал медленно, но верно, его фрезы гораздо реже забивались травой и корнями. А когда все же забивались, то снять и прочистить их оказалось проще, чем у остальных протестированных машин.

Кстати, при обработке целины культиватор работает эффективнее всего, если его отпустить вперед, а потом тянуть на себя. При этом транспортные колеса отлично справляются с ролью ограничителя глубины «закапывания» фрез.

По результатам теста можно сделать вывод, что Craftsman 29262 смело можно рекомендовать для типичных «шестисотовых» дачных участков, разделенных на мелкие зоны различного назначения: клумбы, грядки под ягоды и различные овощные культуры, плодовый сад. Легкий и компактный культиватор позволяет без ущерба для растений пропалывать и рыхлить почву там, где пространство для маневра ограничено. А при необходимости поможет устроить грядку на месте старого газона или дорожки.

Ryobi RCP-254

Ryobi-RCP-254
Бензомоторный культиватор легкого класса
Предоставлен компанией «Анта Груп»

Главная особенность, отличающая RCP-254 от других легких культиваторов, — специальный бак, позволяющий увеличить вес культиватора почти в два раза. В качестве балласта производитель предлагает использовать песок.
Также стоит отметить прочный массивный корпус. В остальном компоновка классическая для легких культиваторов: вал двигателя расположен вертикально, редуктор — червячный, сцепление — центробежное. Все органы управления, в том числе ручка стартера, вынесены на рукоятку, что весьма удобно — никуда не надо наклоняться, все рядом.
На культиваторе установлен простой, надежный и дешевый двухтактный двигатель. Запускается он легко, усилия на шнуре стартера небольшие. Чтобы уменьшить количество рывков при холодном запуске, надо предварительно подкачать топливо в карбюратор с помощью праймера.

СБОРКА
Культиватор укомплектован четырьмя фрезами. Оси имеют шлиц, так что неправильный монтаж невозможен. Большие и широкие транспортировочные колеса вместе с сошником крепятся на длинном специальном кронштейне.

ТРАНСПОРТИРОВКА
Колеса на редкость удобные, не мешаются при «пахоте». Их не надо снимать перед началом работы, достаточно перевернуть кронштейн, и колеса окажутся в воздухе. А вот на время хранения или транспортировки колеса можно снять, а рукоятку сложить. В таком виде культиватор запросто поместится в багажник легковушки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Культиватор уверенно рыхлит слежавшуюся землю, причем даже без балласта. Сошник в паре с колесами не дает ему ни выпрыгивать, ни зарываться в землю, и аппарат оставляет за собой ровную борозду. Работать с ним — удовольствие. Пожалуй, в нашем тесте это одна из самых «аккуратных» машин.

Что касается емкости для сыпучего балласта, то она не оправдала надежд. В принципе идея использования дешевых подручных средств для утяжеления перспективна, но пока не проработана. Заполнить через узкое «горлышко» бак сложной формы можно только совершенно сухим песком, то есть специально подготовленным. Но сухой песок — легкий, тот объем, который поместится в «балластный бак», весит лишь 5-6 кг. Если же его намочить, то извлечь его будет затруднительно. Гораздо проще было бы заполнять бак водой, но он не герметичен, вода вытекает.

Благодаря удачному расположению колес и сошника культиватор идет очень ровно, его почти не надо направлять и удерживать, что позволяет работать с ним людям, не обладающим большой физической силой. Это если земля ухоженная. Когда же мы попробовали «поднять целину», культиватор сначала запрыгал, а потом встал. Сошник зацепился за корни, которые фрезы не могли перерубить и просто переехали их поверху. Мы повторили попытку, наполнив бак балластом. Культиватор пошел увереннее, но через некоторое время намотал на оси фрез столько корней и травы, что сцепление стало проскальзывать, и дальнейшее продолжение работы могло привести к поломке.

Tabl
Тест провел Андрей МУШЕНКОВ

Напишите своё мнение :