Техническое обслуживание и основные регулировки мотоблоков.
Планово-предупредительная система технического обслуживания позволяет предупредить появление неисправностей и отказов, уменьшить вредное влияние старения, разрегулировок и изнашивания, сделать работу агрегатов в течение всего периода эксплуатации высокопроизводительной и экономичной. Зарубежные фирмы придают большое значение правильной организации технического обслуживания мотоблоков и мотоорудий. Фирма «Гольдони», например, имеет около трех тысяч станций технического обслуживания, расположенных по всей территории Италии. Эти станции обеспечены квалифицированным персоналом для выполнения всех видов обслуживания и ремонта выпускаемой фирмой продукции, в том числе и с выездом на места специально оборудованных для этих целей автофургонов фирмы «Гольдони», использование которых резко повышает оперативность и качество производимых работ.
Техническое обслуживание — это операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности мотоблока или мотоорудия и его узлов при использовании по назначению, при хранении и транспортировании.
Ремонт — это комплекс операций, предназначенных для восстановления исправности и работоспособности мотоблоков (мотоорудий) и их узлов. Восстановление работоспособности деталей, механизмов и узлов, нарушенной при эксплуатации из-за изнашивания и поломок, осуществляется с помощью эксплуатационного ремонта. Выполняется этот ремонт без изъятия мотоблока из эксплуатации, в отличие от ремонта капитального, когда мотоблок должен быть изъят из эксплуатации.
Операции по техническому обслуживанию делятся на моечно-очистительные, проверочно-смотровые, смазочные и регулировочные. Они выполняются обязательно, в отличие от ремонта, проводимого по мере необходимости. Сезонные технические обслуживания, выполняемые при переходе от весенне-летнего сезона к осенне-зимнему, и наоборот, обычно совмещаются с каким-либо техническим обслуживанием.
Эксплуатации мотоблока (мотоорудия) с полной нагрузкой предшествует его обкатка, которая проводится как для новых, так и для капитально отремонтированных мотоблоков. В заводских условиях обкатка может быть кратковременной и не позволяет произвести полной приработки трущихся поверхностей узлов и механизмов. В этом случае при работе на полной нагрузке появляются повышенные износы, могут произойти задиры в сопряжениях и поломка деталей. Дополнительная обкатка, проводимая в полевых условиях, при нагрузке не превышающей 60—70% от номинальной, обеспечивает более тщательную приработку деталей, что повышает надежность работы мотоблока с полной нагрузкой, т. е. при выполнении таких операций, как вспашка или фрезерование.
Рассмотрим кратко основные регулировки, выполняемые при техническом обслуживании мотоблоков и мотоорудий.
При регулировке карбюратора мотоблока МБ-1 необходимо выполнить следующие операции.
1. Соблюдая осторожность, завернуть до упора винт главного жиклера и винт жиклера холостого хода, а затем отвернуть оба винта на 1,25 оборота.
2. Запустить двигатель и после его прогрева до нормальной температуры перевести рычаг дроссельной заслонки на правой рукоятке штанги управления в положение «мин».
3. Винтом установить минимальную устойчивую частоту вращения холостого хода.
4. Винтом установить максимальную частоту вращения холостого хода.
5. Винтом установить минимальную устойчивую частоту вращения холостого хода.
6. Повторить регулировку по пп. 4 и, обеспечив бесперебойную работу двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода.
7. Перевести рычаг дроссельной заслонки в положение максимальной частоты вращения двигателя. При перебоях в работе двигателя, отворачивая винт 3 главного жиклера, обеспечить устойчивую работу двигателя.
Карбюратор К-60 В мотокультиватора МК-1 и мотоблока М-3 регулируется двумя винтами: винтом положения дроссельной заслонки и регулировочным винтом холостого хода. Для регулировки карбюратора следует произвести следующие операции.
1. Снять корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом.
2. Открыть с помощью рычажка воздушную заслонку, находящуюся во входном патрубке карбюратора.
3. Вращением подпружиненного винта установить дроссельную заслонку шиберного типа так, чтобы щель между ее основанием и образующей воздушного канала, видимая через входной патрубок, имела ширину 2—2,5 мм.
4. Регулировочный винт полностью ввернуть, а затем вывернуть на 0,5—1 оборота.
5. Запустить и прогреть двигатель в течение 3—5 мин.
6. Медленно отвернуть регулировочный винт, при этом частота вращения двигателя сначала будет возрас-рать, а затем снижаться. Началу снижения частоты вращения соответствует оптимальное положение регулировочного винта 4 для данного положения винта (дроссельной заслонки).
7. Отворачивая винт, снова снизить частоту вращения двигателя, а затем плавно завернуть регулировочный винт, вновь найдя его оптимальное положение.
8. Повторять операции до тех пор, пока не будет получена минимальная, но вполне устойчивая частота вращения двигателя. Эту устойчивость проверять резким открытием и закрытием дроссельной заслонки. Если двигатель останавливается в момент резкого открывания заслонки, то смесь немного обогатить, заворачивая регулировочный винт 4. Если двигатель останавливается в момент резкого закрывания дроссельной заслонки — смесь обеднить, отворачивая тот же винт.
9. После окончания регулировки карбюратора собрать воздушный фильтр.
Проверка установки электронного магнето системы зажигания мотоблока М-3, а также мотокультиватора МК-1 производится путем контроля совмещения рисок на магнето и картере двигателя. При несовпадении этих рисок следует ослабить винты крепления магнето на картере, совместить риски поворотом магнето и надежно закрепить винты.
Для двигателя ДМ-1 мотоблока МБ-1 проверка установки электронного магнето заключается в контроле зазора между магнитом, установленным на вентиляторе-маховике, и статором. При этом следует осуществить следующие операции.
1. Снять кожух вентилятора-маховика вместе со шнуровым стартером.
2. Повернуть вентилятор-маховик таким образом, чтобы магнит маховика подошел под статор электронного магнето, а стрелка на вентиляторе-маховике совпала с правым башмаком статора.
3. Щупом проверить величину зазоров между правым и левым башмаками статора и магнитом — она должна составлять 0,10—0,15 мм.
4. Если необходимо отрегулировать величину зазора, то следует ослабить болты и, перемещая статор, установить необходимую величину поочередно для правого и левого башмаков.
5. Подтянув болты, повторно проверить величину зазора и окончательно закрепить статор.
Осмотр, устранение неисправностей и регулировку свечи зажигания необходимо произвести в следующей последовательности.
1. Вывернуть свечу, используя специальный ключ.
2. Проверить по внешнему виду стальные и керамические детали свечи.
3. Если камера, электроды и носик керамического изолятора свечи покрыты копотью, нагаром или маслом, их следует осторожно очистить, промыть чистым бензином, просушить и продуть сжатым воздухом.
4. Проверить щупом зазор между центральным и боковым электродами, который должен быть в пределах 0,4—0,6 мм, и установить путем подгибания только, бокового электрода.
5. Проверить работу свечи, для чего положить,ее на двигатель и с помощью пускового устройства провернуть коленчатый вал, следя за появлением искры между электродами. Искра должна быть ярко-голубого цвета.
6. Ввернуть свечу от руки до упора, предварительно установив уплотнительное кольцо, а затем довернуть ее ключом.
Очистка воздушных фильтров двигателя мотоблокоз производится в соответствии с периодичностью технического обслуживания или по мере необходимости, если агрегат работает в условиях сильной запыленности. При этом для очистки; фильтра, например, мотоблока МБ-1 следует выполнить следующие операции.
1. Отвернуть гайку-барашек крепления крышки воздушного фильтра.
2. Снять крышку фильтра.
3. Снять пористый элемент, выполненный из поролона, с сухого картонного элемента.
4. Вымыть пористый элемент в бензине, керосине или мыльной воде.
5. Пропитать пористый элемент в масле М12ГИ, излишки масла аккуратно отжать. Следует помнить, что выкручивать элемент нельзя во избежание его повреждения.
6. Снять сухой элемент.
7. Вымыть его сначала а теплой мыльной воде, а затем — в чистой. После этого элемент тщательно высушить на воздухе. Следует помнить, что сухой картонный
элемент ничем не пропитывается.
8. Собрать фильтр в обратном порядке.
В регулировочных работах по мотоблокам важное место занимают регулировки элементов трансмиссии. Так, регулировка механизма выключения сцепления мотоблока МТЗ-05 заключается в проверке величины свободного хода рычага сцепления, который должен быть равен на конце рычага 5—10 мм. Регулировка свободного хода производится с помощью регулировочного винта. Если сцепление «ведет», то необходимо отпустить гайку 19 и ввернуть регулировочный винт 20. Если же сцепление «буксует», то регулировочный винт следует вывернуть. После регулировки сцепления регулировочный винт нужно законтрить, затянув гайку.
При регулировке клиноременной передачи мотокультиватора МК-1 поступают следующим образом.
1. Снимают кожух клиноременной передачи.
2. Ослабляют четыре гайки крепления двигателя.
3. Включают рычаг сцепления и фиксируют его положение с помощью фиксатора.
4. Перемещают двигатель в горизонтальном направлении и находят такое его положение, при котором расстояние между наружными поверхностями клинового ремня в поперечном направлении под натяжным роликом будет составлять 76—80 мм.
5. Двигатель закрепляют, следя, чтобы боковые поверхности шкивов находились в одной плоскости.
6. Ослабляют гайку крепления упора.
7. С помощью линейки устанавливают величину зазора между упором и наружной поверхностью клинового ремня — он должен быть в пределах 1—3 мм.
8. Закрепляют упор, затягивая гайку.
9. Устанавливают на место кожух клиноременной передачи. Контролируют зазор между наружными поверхностями клинового ремня и ограничительной скобы,
расположенной на внутренней поверхности кожуха, — он должен быть равен 1—3 мм.
К числу операций технического обслуживания можно отнести и замену клиновых ремней в трансмиссиях мотоблоков и мотоорудий. Замену ремня, например, заднего хода мотоблока МБ-1 следует осуществлять в следующей последовательности.
1. Снять кожух клиноременной передачи.
2. Снять заднюю направляющую планку ведомого шкива.
3. Ослабить ключом крепление на оси подпружиненного ролика ремня заднего хода.
4. Отжав ролик в сторону двигателя, из образовавшегося зазора между передней направляющей планкой и роликом вынуть ремень заднего хода.
5. Снять ремень с ведомого шкива.
6. На ведомый шкив и ролик надеть новый ремень заднего хода.
7. Установить на место и закрепить снятые детали.
Сравнительно большей трудоемкости требуют операции регулировки зазора в зацеплении конических шестерен в главной передаче ведущего моета, например, в мотоблоке МТЗ-05. Регулировку необходимо проводить в случае повышенного шума главной передачи, что указывает на увеличенный боковой зазор. Уменьшение бокового зазора достигается переносом регулировочных прокладок из-под фланца правого рукава под фланец левого, без изменения общего числа прокладок под обоими фланцами. Нормальный боковой зазор между зубьями конических шестерен должен находиться в пределах 0,18—0,40 мм.
После регулировки бокового зазора необходимо проверить пятна контакта в зубьях. Для этого несколько зубьев одной из шестерен покрывают тонким слоем густо разведенной краски и проворачивают шестерню несколько раз в обе стороны. При правильной регулировке пятно контакта, полученное на зубе, должно занимать не менее половины его поверхности. При этом пятно должно располагаться в средней его части или ближе к вершине конуса (рис. 7.10, а). Правильное зацепление зубьев обеспечит надежную и длительную работу главной -передачи без поломок.
Демонтаж шины колеса мотоблока следует провести следующим образом.
1. Выпустить из камеры воздух.
2. Сдвинуть оба борта покрышки с полок обода в его углубление со сто-, роны, противоположной вентилю.
3. Вставить две монтажные лопатки между бортами покрышки и ободом со стороны вентиля на расстоянии 10 см по обеим сторонам от него.
4. Перетянуть через край обода сначала часть борта покрышки у вентиля, а затем и весь борт.
5. Вынуть вентиль из отверстия в ободе, а затем и камеру из покрышки.
6. Повернуть колесо, сдвинув одну сторону борта покрышки в углубление обода, вставить с другой стороны лопатки и вынуть обод из покрышки.
Монтаж шины на обод необходимо выполнять на полу или на чистой площадке так, чтобы в покрышку при монтаже не попадали земля и грязь. Перед монтажом надо проверить состояние обода, покрышки и камеры. Обод должен быть чистым, без забоин и коррозии. Если забоины появились, их нужно зачистить, а грязь и коррозию удалить. После этого обод надо покрасить и просушить.
Шину следует монтировать в такой последовательности.
1. Завести один борт покрышки через край обода, для чего надо надеть сначала один край борта, а затем при помощи лопаток перетянуть остальную его часть.
2. Посыпать обтертую насухо камеру тонким слоем: талька, вложить ее в покрышку и расправить.
3. Вентиль камеры вставить в отверстие обода.
4. Завести через край обода второй борт покрышки, для этого надо сначала перетянуть часть борта, а затем при помощи монтажных лопаток — остальную часть.
5. Перетягивание борта необходимо заканчивать у вентиля. При монтаже шины нужно следить за правильным положением вентиля, перекос которого недопустим.
6. Ввернуть золотник в вентиль и накачать шину, следя за тем, чтобы покрышка располагалась на ободе концентрично, а ее края плотно прилегали к бортам обода.
7. Проверить манометром давление воздуха в шине и, если оно не соответствует норме, то установить нужную величину.
8. Проверить герметичность золотника вентиля и надеть на вентиль предохранительный колпачок.
материал взят с сайта http://stroy-technics.ru/article/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-i-osnovnye-regulirovki